Пятница, Март 31, 2023
+7 (705) 555 33 80, +7 (701) 877 70 02
mediabilim@mail.ru
  • САЙТ ЕРЕЖЕСІ
  • БАЙЛАНЫС
Mediabilim.kz
Бізге жазыңыз
  • Басты бет
  • ЖОО
  • КОЛЛЕДЖ
  • Мектеп
  • БАЛАБАҚША
  • СТУДЕНТТЕРГЕ
  • Жаңалықтар
  • МАРАПАТТАР
  • БАЙҚАУЛАР
  • ШАРАЛАР
    • ФОРУМДАР
    • СЕМИНАРЛАР
    • КОНФЕРЕНЦИЯЛАР
    • ДӨҢГЕЛЕК ҮСТЕЛДЕР
No Result
View All Result
  • Басты бет
  • ЖОО
  • КОЛЛЕДЖ
  • Мектеп
  • БАЛАБАҚША
  • СТУДЕНТТЕРГЕ
  • Жаңалықтар
  • МАРАПАТТАР
  • БАЙҚАУЛАР
  • ШАРАЛАР
    • ФОРУМДАР
    • СЕМИНАРЛАР
    • КОНФЕРЕНЦИЯЛАР
    • ДӨҢГЕЛЕК ҮСТЕЛДЕР
No Result
View All Result
MEDIABILIM.KZ
No Result
View All Result
Басты бет Басты ақпарат

Алматы қаласы, Алатау ауданы, 151 жалпы білім беретін мектеп 6 сынып орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі — Құбахан Қымбат Ермаханқызы

Алматы қаласы, Алатау ауданы, 151 жалпы білім беретін мектеп 6 сынып орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі - Құбахан Қымбат Ермаханқызы

20.05.2021
Басты ақпарат, Мектеп
0
Елбасы Жастар жылын жариялау туралы қаулы қабылдады
300
БӨЛІСУ
969
ҚАРАЛЫМ
Share on FacebookShare on Twitter

 

КОНЦЕПТ ГОРОД КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Аннотация. Статья посвящена анализу лингвистических исследований, посвященных концепту «город».   В данной статье концепт «город» рассматривается как социальный феномен и составляющее культуры.

Ключевые слова: концепт, лингвокультура, номинативные единицы, мегаполис, лингвистические исследования.

Түйіндеме:Мақала «қала» концептісін негізге ала отырып, тілтанымдық тұрғыда саралауға арналған. Бұл мақалада «қала» концептісі әлеуметтік феномен және мәдениетті құру тұрғысынан қаралады.

Түйін сөздер:концепт,лингвомәдениет, аталымдық бірліктер, мегаполис, лингвистикалық зерттеулер.

Abstract.The article is devoted to the analysis of linguistic studies devoted to the concept of «city». In this article, the concept of «city» is considered as a social phenomenon and a component of culture.

Keywords:concept, linguistic culture, nominative units, metropolis,linguistic evidence.

В современной лингвистике проблемы лингвоконцептологии занимают большое место.Это подтверждается большим количеством публикаций. Так только вербализации концепта город  посвящены работы таких авторов, как: ПоздееваА., Макеева Е.Ю., ЖигановаЕ.П., Когай Э. Р., РадионоваЛ.,    РадионоваО.,     Белова Н. А., Иванова А. В., Чайка С. А.,Непомнящая  Ю.А., Голева С. А., Ильин В. Г., Исаева Е. В., Чжан Юнчан, Исаева Е.В., Рудикова Ю. Ю, Мымрина Д.Ф., Абдрашитова М.О., Сертакова Е.А., Стрябкова Е.А., Лыщикова Ю.В. и др.

Наличие большого количества работ вызывает необходимость их систематизации, поэтому целью данной статьи является обзор научных трудов, в которых изображена вербализация концепта город.

Данный концепт активно исследуется в таких смежных научных дисциплинах, как когнитивная лингвистика, психолингвистика, философия, литературоведении, лингвокультурологии и др.Концепт «города» в литературе отражает его эстетический образ, максимально приближенный к действительному содержанию. Потребность к городу в литературной сфере возник еще с самого начала появления городов в истории человечества. У некоторых авторов, город становится одним из героев произведения. Отдельно от концепта «город», писатели выделяют также понятие «душа города». К примеру Н.П. Анциферов трактовал «душу города» как «исторически проявляющееся единство всех сторон его жизни, то есть сил природы, быта, характера его архитектурного пейзажа, духовное бытие его обитателей и т.д.» [5]. Также можно выделить концепт «город» в творчестве  у М. И. Цветаевой (Поздеева А.), у Р. И Рождественского(Иванова А.В.), в индивидуально-авторской картине мира Тимура Зульфикарова(Когай Э. Р.), в художественном мышлении И. А. Бродского и Н. С. Гумилева (Непомнящая  Ю.А), в современной белорусской русскоязычной поэзии (Жиганова Е.П),   в литературе Центральной Азии (Когай Э.Р.), в художественном пространстве современного американского романа (Макеева Е.Ю.) и  в современном литературоведении (Белова Н. А.).

Многие русские писатели в своих произведениях воссоздали своеобразный портрет города, среди которых можно отметить «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Городок Окуров» А.М. Горького.

Город – один из основных типов культурного пространства, которому присуще соединение трех основных функций: административного, религиозного и торгового центра. Средний век город складывался вокруг крепости, служившей резиденцией, где был патрональный собор. Города возникают, как правило, на пересечениях торг.путей, в стратегически важных точках или вокруг сакральных центров. В 20 в. наряду с город появились поселки городского типа (пгт), которые, несмотря на большую численность местного населения, не выполняли полноценных функций города. В толковом словаре Д. Н. Ушаковой  дается определение города как крупный населенный пункт, управляемый по особому положению, административный, промышленный и торговый центр. Также, рассматриваются другие определения в данном словаре: 1. вычерченный на земле прямоугольник, в пределах которого расставляются городки, рюхи. 2. В различных подвижных играх в форме состязания между двуми партиями (напр. в лапте) – место, лагерь каждой из партий.

Данное актуальное слово зарождается до XI в. Так, как нам известно, что слово город широко употребился в древнерусском языке. Город основан от старославянскогоградъ. К значению относятся следующие слова:  «забор», «ограда», «огороженное место», «дом», «дворец» и т.д.  Данная точка зрения просматривается в этимологическом словаре М. Фасмера.

Данное актуальное слово зарождается до XI в. Так, как нам известно, что слово город широко употребился в древнерусском языке. Город основан от старославянскогоградъ.К значению относятся следующие слова:  «забор», «ограда», «огороженное место», «дом», «дворец» и т.д.  Данная точка зрения просматривается в этимологическом словаре М. Фасмера.

Общеславянское gordъ.
Старославянское градъ.
Древнерусское город.
Болгарское градът.
Чешское Hrad
Польское grod.
Украинское город.
сербохорватское град.
Словенское grad.
Чешское hrad.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. А. Крылов связывает понятие город со значенями ограда, забор.  В дальнейшем эта мысль получила свое развитие в словаре Семенова. Как указывает автор, данное понятие не исключает свою связь с понятиями «огороженное место», «ограда». И нельзя не замечать связь с родственными словами в других языках. Скажем так, от немецкого «сад», от албанского «ограда», от готского «дом». Обращение к слову «гордъ» является исходным моментом в разработке, так как именно это понятие встречался в общеславянском языке. И в дальнейшем от него происходили родственные слова. «Гордъ» нам известно в значении «городить, огораживать». Таким образом, уместно обратить внимание на значения данных слов. Городить, это – ставить забор, ограду; строить что-либо, говорить нелепости, вздор. Происходит от существительного город, к родственным относятся следующие слова: огород, городок, городище, град, загораживание, выгораживание, огораживание, огородец, преграда, пригород, городовой, многоградный, огородничий, общегородской, отгороженный, перегородочный, подгородный, пригородный, светлоградский, семиградский, городить, выгораживаться, загораживать, нагородить, обгородить, огороживать, отгородиться, подгородить, разгородиться, по-городскому.

«Город» можно рассматривать как художественный концепт, где он воспринимается как сложное многоаспектное явление, являющееся предметом изучения литературоведения.В художественном мире «город» это самостоятельно существующий организм со своими обитателями. Понятие о городе есть в каждом обществе мира, однако в каждой лингвокультуреего вербализация имеет свои особенности. Как отмечает А.Р. Загороднева город является частицей общественного знания, обладающая лингвистическим отражением и этнокультурным специфичностью [1]. Концепт «город» как общественное явлениеи составляющее культуры имеет первостепенное значение в жизни каждого человека и лингвосоциума. Изучению сравнительно-сопоставительных характеристик концепта «город» в различных лингвокультурах посвящено немало трудов. Материалом описания послужили вклады современных авторов этой сферы.

Известно, что любой концепт является частью национальной языковой картины мира. В связи с этим, можно отметить Голева С. А. в работе «Лингвокультурологический и ономастический компоненты концепта «город» в русском и английском языках», Исаева Е. В., ЧжанЮнчан – «языковые средства репрезентации концепта «город» в русском языке»(на  отзывов российских туристов о Китае), Исаева Е.В., Рудикова Ю. –  концепт «город»: структура и языковые средства репрезентации, Мымрина Д.Ф., Абдрашитова М.О. – концепт «родной город» в русской, немецкой и вьетнамской культурах (опыт экспериментального изучения).

В языковой картине мира русского языка языковое употребление концепта «город» представлен следующими примерами: укрепление, надежная ограда, крепость, крупный населенный пункт, временная защита, местность имеющее свою историю, большая территория которая принадлежит городу.

Также был проведен анализ наиболее употребительных словосочетаний, где главным компонентом является слово «город». По территориальным признакам город может быть большим, небольшим, северным, южным и т.д.; по принципу административного деления города делятся на главные, областные, районные; согласно хронотопическим признакам города подразделяются на современные, древние, молодые и старые; в зависимости от населения бывают многомиллионные, густонаселенные города.Среди ассоциаций, вызывающихся словом «город» наиболее общими являются архитектура, инфраструктура, благоустройство, достопримечательности. Также можно отметить, что концепт объективированный словом город тесно связан со следующими понятиями: мегаполис, урбанизация, агломерация.

При исследовании любого концепта в определенной лингвокультуре, прежде всего следует определить его ценностные, образные и понятийные характеристики. Лингвокультурологическая специфика концепта «город» особенно ярко выражается в его ценностном компоненте. Работы именно таких авторов, как  Голева С.А., Чайка С. А., рассматриваются в лингвокультуре: «Лингвокультурологический и ономастический компоненты концепта «город» в русском и английском языках», «Лингвокультурологическое исследование концепта город в иностранной аудитории».

Анализ лексикографических, лингвоэнциклопедических и энциклопедических источников позволяет сделать вывод о том, насколько важным лингвокультурным концептом является понятие «город». Этому свидетельствует богатое разнообразие номинативных единиц, которые представляют данное ментальное образование: городок, городище, городской, град и т.д.

При исследовании любого концепта, в том числе и концепта «город», прежде всего, необходимо выявить и изучить три его главных компонента: понятийный, образный, ценностный. Как мы установили, понятийный компонент наиболее ярко выражен такими понятиями как местность, ограда, забор, укрепление, крепость. В зависимости от занимаемой территории, численности жителей, спектра профессий и отраслей производства концепт «город» часто противопоставляется с понятиями «село/деревня».

Образный компонент охватывает «образ» жителей обитающих в этом городе, их историю; архитектурный образ; образ города в целом который рассматривается как  постоянно развивающийся, меняющийся, расширяющийся живой организм. Под ценностным компонентом понимается положительная и отрицательная оценка города как места жительства. К положительной оценке относятся все блага цивилизации присущие городу, а к отрицательным мы относим негативные аспекты городской жизни.

Концепт «город» обладает существенной значимостью и для английской лингвокультуры: «концепт «city» в художественном пространстве современного американского романа» (Макеева Е.Ю.).Свидетельством этому является наличие огромного количества номинативных единиц связанные с данным концептом.В английском языке слово «город» представлено двумя словами: «city» и «town». Основополагающим критерием для дифференциаций данных названий является размер территории занимаемой городом. «City» используется для обозначения крупных, более значимых городов, в то время как статус “town” присваивается малым по размеру городам и населенным пунктам городского типа.

Важно отметить роль психолингвистического метода в лингвистических исследованиях, которые позволяют изучить ассоциативные характеристики концептов. Ассоциативные эксперименты, проведенные с помощью психолингвистического метода позволили получить наиболее актуальные ассоциации связанные с концептом «город». В разных лингвокультурах концепту город присущи отличительные характеристики, тем не менее практически во всех культурах имеются некие общие концептуальные признаки: большое пространство, возможность получения образования, промышленный и торговый центр, цивилизация, количество жителей, транспортная инфраструктура, архитектура и т.д. [2]

Для наиболее глубокого анализа концепта «город», важно рассмотреть определения, данные теми, кто стоял у истоков современных городских исследований. По определению Ф.Энгельса, город – это пространство социальных контрастов и экономических противоречий.

Заслуживает быть отмеченным следующий автор этимологического словаря Л. В. Успенский. По нему, слово город имеет иные значения. Заглянув этому словарю проникаемся в глубь данного анализа. Автор отмечает следующие значения: «тын», «ограда», «обнесенный частоколом поселок» и «крепостца».  Вместе с тем следует подчеркнуть Шанского Н. М. Так, как       в его словаре можно встретить эти слова: «ограда, забор», «огороженное место», «город, крепость». Н. М. Шанский упомянул корень данного слова «города» как «жердь». Которого означает от греческого chortos «изгородь, двор». Если буквально, то «ограждающая». Наряду с этим необходимо отметить следующие значения данного концепта: «крепость», «кремль», «селение», «острог», «обнесенное городьбой», «общество», «обыватели города» (весь город собрался). Отмеченных слов мы встречаем в словаре        В. И. Даля, которое актуальное слово осязательно расширяется. То есть, появляются признаки обжитого пространства, укрепленного и обороненного, с разного рода функциями.

Считаю, интересным определение историографа Российского государства В. Н. Татищева, который сказал о русском городе «Славянский град – это место, укрепленное или не укрепленное, в котором расположено множество домов для разных чинов: военных и гражданских служителей, купечества, ремесленников и черни. Все они называются гражданами, состоят под властью начальства. Город обыкновенно имеет крепости или пригороды». Выясняя, что значение города это такое же дифференциальное социальное пространство, мы видим в этом выяснений. Мы принимаем это как дополнительное, так как это определение касается Нового времени.

Примеры языкового употребления слова «город» в период с XI по XVII в. Наглядно показывают, что в этот период в русской языковой картине мира были отображены такие понятия как: ограда, крепостная стена, линия укреплений; укрепленное поселение, крепость; крупный населенный пункт, город; зубец [СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА XI-XVII ВВ. 90/91 стр.]

Следует отметить, что в словаре синонимов русского языка определены  2765 синонимов к слову город.

В современном понимании концепта «город», есть тройственная структура, которая состоящая из таких категорий, как: «пространство» (город-ресурс), «территория» (город-территория), «место» (город-смысл). Эти три категории вполне совместимы с ипостасями пространства – социальному, географическому, жизненному.

Отражая в языке особенности исторически сложившихся лингвокультурных сообществ, концепты являются составной частью национальной языковой картины мира. Также, в зависимости от восприятия и видения концепта отдельной языковой личностью, концепт может быть индивидуальной концептуализацией. Индивидуальная концептуализация чаще всего отражается в художественном тексте определенного автора. В совокупности, художественные концепты формируют авторскую концептосферу. Изучение художественных концептов очень важно в лингвистике, так как с их помощью мы можем понять идейный смысл текста, а также выявить особенности менталитета автора который является представителем определенной культуры.

Каждый город образуется на определенном месте совершенно неспроста. Возьмем к примеру христианские города, которые возникают вокруг храмов, и обычно каждый город у христиан имеет своего покровителя. Это говорит о том, что расположение города, его архитектура, расположение его улиц, ворот в городских стенах, соотношение храмов и рынков – все это выстраивается согласно сакральной системе координат [4].

С помощью метафизической природы города мы можем рассматривать его топонимику в качестве семиотической системы, в которой каждому образу-семе дается определенный символический смысл. Если сравнить западные, христианские и восточные города, несложно заметить, что каждый из них организован по разным принципам, которые обусловлены иным типом национальной культуры. В заключении, можно сделать вывод о том, что «город» является весьма сложным и многоаспектным концептом, который выступает предметом изучения многих наук, среди которых основным является – лингвистика. Как оказалось, границы этого понятия довольно размыты во многих лингвокультурах, так как в мире существуют тысячи городов совершенно разные по величине и значимости, что непосредственно влияет на формирование и восприятие их концептов.

 

Список использованной литературы

  1. Загороднева А.Р. Лексико-семантическая экспликация концепта «Город» в идиостиле И. Бродского. – Краснодар, 2006. – 206 с.
  2. Сертакова Е.А. – Концепт «город» в русской культуре // Человек и культура. – 2014. – № 2. – С. 97 — 126.
  3. Исаева Е. В., Рудикова Ю. Ю. Концепт «город»: структура и языковые средства репрезентации (на материале отзывов российских туристов о Китае) // Молодой ученый. – 2015/№13. – С. 793-797.
  4. Ю. Лотман. «Избранные статьи» / Ю.М.Лотман ТОМ II Статьи по истории русской литературы первой половины XIX века / Часть I
  5. Анциферов Н.П. «Непостижимый город». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. – СПб.: Лениздат, 1991. – 336с.
  6. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 1. – Волгоград: Парадигма, 2005. — 352 с.

СОҢҒЫ ЖАҢАЛЫҚТАР

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ WWW.ORLEU.KZ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ             ҚАЗАҚСТАНДЫҚ ЖОО МЕН ОРТА МЕКТЕПТЕРДЕ ТӘРБИЕ МЕН БІЛІМ БЕРУ: ІЗДЕНІС ЖӘНЕ ДАМУ ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ  (ӘДІСТЕМЕЛІК ОҚУ ҚҰРАЛЫ)    ЖИНАҚ МЕКТЕП МҰҒАЛІМДЕРІНЕ, ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ЖОҒАРЫ ОҚУ ОРЫНДАРЫНЫҢ СТУДЕНТТЕРІНЕ АРНАЛҒАН ЖИНАҒЫ

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ WWW.ORLEU.KZ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ҚАЗАҚСТАНДЫҚ ЖОО МЕН ОРТА МЕКТЕПТЕРДЕ ТӘРБИЕ МЕН БІЛІМ БЕРУ: ІЗДЕНІС ЖӘНЕ ДАМУ ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ (ӘДІСТЕМЕЛІК ОҚУ ҚҰРАЛЫ) ЖИНАҚ МЕКТЕП МҰҒАЛІМДЕРІНЕ, ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ЖОҒАРЫ ОҚУ ОРЫНДАРЫНЫҢ СТУДЕНТТЕРІНЕ АРНАЛҒАН ЖИНАҒЫ

17.10.2020
Республикалық «WUNDERKIND» талантты және  дарынды балаларға  арналған журналы

Республикалық «WUNDERKIND» талантты және дарынды балаларға арналған журналы

25.02.2021
ГАЙДАРОВ ИБРАГИМ АЙВАЗОВИЧ  Индивидуальная работа  со  слабоуспевающими  учащимися

ГАЙДАРОВ ИБРАГИМ АЙВАЗОВИЧ Индивидуальная работа со  слабоуспевающими  учащимися

10.04.2021
Ұстаздар білім саласындағы инновациялармен танысты

Ұстаздар білім саласындағы инновациялармен танысты

18.03.2019
Батыс Қазақстан облысы, Бөкей ордасы ауданы  Б.Жаникешев атындағы ЖОББМ

Батыс Қазақстан облысы, Бөкей ордасы ауданы Б.Жаникешев атындағы ЖОББМ

11.04.2019
Республикалық «WUNDERKIND» талантты және  дарынды балаларға  арналған журнал

Республикалық «WUNDERKIND» талантты және дарынды балаларға арналған журнал

26.11.2020

Самал Еслямова «Азияның үздік актрисасы» атанды

18.03.2019

Сайт әкімшісінің рұқсатынсыз порталдан көшіріп басқа сайтқа жариялауға болмайды, көшірген жағдайда біздің порталға активті сілтеме қою міндетті.

ӘЛЕУМЕТТІК ЖЕЛІЛЕР

  • САЙТ ЕРЕЖЕСІ
  • БАЙЛАНЫС
  • ДӨҢГЕЛЕК ҮСТЕЛДЕР
  • КОНФЕРЕНЦИЯЛАР
  • СЕМИНАРЛАР
  • ФОРУМДАР
  • ЖОО
  • КОЛЛЕДЖ
  • МЕКТЕП
  • БАЛАБАҚША
  • СТУДЕНТТЕРГЕ
  • МАРАПАТТАР
MEDIABILIM.KZ

Телефон: +7 (705) 555 33 80
+7 (701) 877 70 02
Email:mediabilim@mail.ru

  • САЙТ ЕРЕЖЕСІ
  • БАЙЛАНЫС

© 2019. MEDIABILIM - РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ЖУРНАЛ. БАРЛЫҚ ҚҰҚЫҚТАР САҚТАЛҒАН.

No Result
View All Result
  • Басты бет
  • ЖОО
  • КОЛЛЕДЖ
  • Мектеп
  • БАЛАБАҚША
  • СТУДЕНТТЕРГЕ
  • Жаңалықтар
  • МАРАПАТТАР
  • БАЙҚАУЛАР
  • ШАРАЛАР
    • ФОРУМДАР
    • СЕМИНАРЛАР
    • КОНФЕРЕНЦИЯЛАР
    • ДӨҢГЕЛЕК ҮСТЕЛДЕР

© 2019. MEDIABILIM - РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ЖУРНАЛ. БАРЛЫҚ ҚҰҚЫҚТАР САҚТАЛҒАН.